Свою историю нельзя отрицать!
22 февраля 2016 года в Кыргызском Экономическом Университете им. М.Рыскулбекова состоялся Круглый стол «Советская цивилизация в судьбе кыргызского народа и будущее кыргызской государственности» в ознаменование Года истории и культуры.
Инициатором выступила кафедра философии и социально-гуманитарных наук КЭУ.
Целью мероприятия явилось позитивное влияние на общественное мнение о положительной роли Советской власти на историческую судьбу кыргызского народа в ХХ столетии и обсуждение путей развития кыргызской государственности в XXI веке.
При всех кричащих противоречиях, за 7 десятилетий Советской власти в Кыргызстане произошли огромные изменения. Такой масштабной социально-культурной реформы после Великой Октябрьской социалистической революции не бывало в мире, и по авторитетному мнению большинства участников данного мероприятия, вряд ли когда-нибудь состоится.
С созданием Союза Советских Социалистических республик сформировалась своеобразная цивилизация со всеми признаками радикально новых политических, технических, экономических и социо-культурных реалий. После преступных карательных действий царского режима против кыргызов 1916 года Февральская революция 1917 года, спровоцировавшая отречение царя от престола, остановила преследование кыргызского народа карательными отрядами царских наместников, и такие государственные деятели как Ф.Керенский разоблачили жестокие несимметричные меры против кыргызов, и после этого сделан ряд мер по выкупу кыргызского населения от китайских властей того времени. Но главным образом Октябрьский переворот стал поистине спасительным событием для простого народа. Руководитель первого Советского государства В.И.Ленин издал декрет о выкупе кыргызсов из китайской неволи.
Двойной гнет со стороны царизма и Кокандского ханства, унижение бедного населения своими же баями и манапами, всевозрастающий произвол со стороны русских переселенцев, отбиравших лучшие пахотные и пастбищные земли у народа были навсегда прекращены, и простой народ получил формальное равноправие, будучи не только свидетелями, но и непосредственными участниками крупных социально-экономических преобразований.
Относительно присоединения Кыргызстана к Российской империи в середине XIX столетия расходятся мнения. Было ли это принуждением более могущественного государства как Российская империя, или добровольный акт? Тогдашние царские наместники, даже ставшие местными переселенцы смотрели на кыргызов как на второсортных людей, называя «туземцами». Ни о каком равенстве прав речи быть не могло.
Особенно беднота терпела невероятный гнет и лишения, будучи абсолютно бесправным как перед лицом царского чиновничества, так и терпя унижения и грабеж со стороны своих же манапов. У человека отбирали последний скот, земельные наделы и вытесняя его в горы, где жизнь становилась просто невыносимой из-за тяжелых климатических и суровых бытовых условий. Вернее, не было элементарных бытовых условий для нормальной жизни. Дети умирали в раннем возрасте, за тридцать лет люди превращались в беззубых стариков, эпидемический мор и голод были постоянными спутниками местного населения.
Советская власть привнесла радикальные изменения в жизни кыргызского народа. Небывалые изменения в экономической жизни просто ошарашили и обрадовали большинство кыргызов. Уравнение прав и свобода от гнета назывались одним словом «уруят», народ почувствовал реальные изменения в своей жизни и буквально ожил после долгих лет социальной кабалы. Повсеместно организовывались «красные уголки», открывались светские школы, все население было охвачено ликвидацией безграмотности.
Но сопротивление несогласных с новыми политическими реформами и коллективизацией привело к гражданской войне. Недовольные доселе неизвестными порядками и отбором скота в общее пользование (огосударствление собственности) породило Басмачество, как форма сопротивления новой власти. Но идеология ленинско-сталинского большевизма оказалась более грамотной и стратегически выигрышной, в результате чего с басмачеством и бандитизмом было покончено в тридцатые годы.
Пришла техника в аилы, удивившая и обрадовавшая местное население. Трудовой энтузиазм был на высоте. Начавшаяся с всеобщая России индустриализация, повсеместная электрификация и создание новых заводов и фабрик, подъем аграрного сектора воодушевили кыргызов.
Народ увидел, что можно жить в более комфортных условиях, по-человечески общаться с представителями других национальностей, получить доступ к науке и культуре, поправить здоровье в лучших лечебных учреждениях, одеваться хорошо и со вкусом, питаться хорошо. Индустриализация, аграрные реформы, наука и культура, технико-технологические нововведения достижения в медицине, всеобщая грамотность кыргызского народа, который на 98 процентов был безграмотным до Советского периода, а стал 100-процентно грамотным в течение двух десятилетий.
Объявленный большевиками интернационализм как государственная идеология принесла свои результаты: равноправие наций в Советском Союзе было реализовано на деле. Не было ни «полудиких туземцев», ни страшных «орусов», ни заскорузлых «сартов», а была историческая общность наций и национальностей – Советский народ. Все получили равные возможности для гармоничного развития. Все школьные учебники были одинаковы, образование велось по единому стандарту как для московских школ, так и дальних районов необъятной страны. Образование было 100-процентно доступным и даже обязательным.
Создалась оборонная промышленность. Создана мощная оборонная база. Армия получила всенародную поддержку. Каждый советский человек мог гордиться огромной страной по имени Советский Союз. Даже пелась песня «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз».
Советская медицина достигла огромных результатов. Такие болезни как дифтерия, тиф, скарлатина, другие вирусные заболевания исчезли из жизни советских семей. Уход за здоровьем, физкультура и спорт стали образом жизни людей. Научный подход к здравоохранению был главным принципом советской медицины. Все мировые научные достижения использовались в деле развития медицины в СССР.
Эти исторические факты нельзя вычеркивать с памяти, особенно молодого поколения. Все что было – с нами, и это наше достояние.
С другой стороны, для определенного слоя населения социалистические преобразования принесли немало страданий в годы насильственной коллективизации. Перегибы в годы коллективизации случались в разных местах. Люди отдавали последний скот колхозу, чтобы избежать репрессий новой власти. Иногда доставалось многодетным семьям, у которых горе-экспроприаторы забирали скота и зерна неоправданно много, не оставляя корову даже на молоко детишкам. Много насильно отобранного скота пало. И за это тоже приходилось расплачиваться некоторым людям своей свободой «за уничтожение социалистической собственности», ибо невежд в правящих кругах тогда хватило с лихвой. Недаром говорят: «Скажешь сними шапку, снесут голову», или «Заставь дурака молиться, он себе лоб расшибет».
Вместе с тем, весь Советский народ пережил страшные испытания, потеряв в молохе политических репрессий лучших сыновей и дочерей. Причем погибали те, кто внес свою лепту в создание основ новой государственности. Карательный аппарат троцкизма и сталинщины был беспощаден ко всем. Создалась карательная машина в плановом порядке: если не был выполнен количественный план по арестам и расстрелам в каком-то городе, районе или по всей республике, предстоял суровый приговор по отношению к тем, кто посмел недовыполнять директивы «сверху». Вчерашний палач сегодня становился жертвой этой системы, которой они служили верой и правдой. Народа держали в страхе, не было ни для кого гарантий, что он назавтра отправится в ГУЛАГ и закончит свои дни в прозябании. Такое не забудется никогда!
На данном Круглом столе принимали участие поистине носители советской и постсоветской истории Кыргызстана как государственный и общественный деятель, профессор Медеткан Шеримкулов, истинный революционер, бесстрашный человек, демократ и ученый-профессор Топчубек Тургуналиев, непоколебимый коммунист, профессор Клара Ажыбекова, философ, экономист и социолог, профессор Кусеин Исаев, Заслуженный геолог республики, ученый с мировым именем профессор Кубат Осмонбетов, экономист-финансист, общественный деятель, профессор и публицист Айылчы Сарыбаев, доктор экономических наук Бейшенбек Ишенов, а также весь руководящий состав КЭУ во главе ректора КЭУ, профессора Толобека Камчыбекова, преподаватели и аспиранты данного вуза, студенты.
Нельзя кидать камни в свое прошлое!
Для кого-то из наших современников слово «СССР» становится чуть ли не ругательным, и положительная оценка Советской цивилизации вызывает раздражение. Свою историю нельзя ругать, как нельзя ругать своих родителей! Нигилизм и отрицание пошлого, закидывание камнями собственной истории не принесет ничего хорошего, если даже эта история были твоей мачехой, а не матерью. Как сказали мудрые люди, если ты будешь стрелять по прошлому с пистолета, то будущее стрельнет тебя с пушки.
Однако приятно заметить, что были яркие выступления студентов (Раматиллаева Назбийке, Катерина Коршунова, Суйунбек уулу Нуржигит, Дарья Буковская и др.), которые сумели оценить недавнюю историю довольно объективно, особенно по части роли и значения советского прошлого для будущего своей страны. Данный Круглый стол имеет воспитательноe и познавательное значение для молодежи, которая не видела советскую действительность.
Плановые задачи, исходящие из результатов Круглого стола:
• Публичное обсуждение спорных вопросов недавней истории кыргызского народа и поиск более эффективных путей становления кыргызской государственности
• воспитание молодежи в духе патриотизма и идейного единства во имя развития экономики и культуры страны
• сбор и изучение новых материалов по историю и определение перспектив народа Кыргызстана
• подготовка к проведению международной научно-практической конференции «Советская цивилизация как особый фактор национального развития» (осень 2017 г.)
Примерный круг тем для обсуждения распределялся таким образом:
1. исторический феномен Советской власти (всемирно-историческая миссия СССР). Выполнил ли Союз эту миссию?
2. Как отнестись к дефиниции «Советская цивилизация»? Важные признаки и характерные черты цивилизации, которые свойственны для Советского Союза как конгломерата наций, культур, исторических судеб, научно-технического прогресса, государственных образований.
3. Спасительная роль В.И.Ленина и партии большевиков в судьбе кыргызского народа после гнета царизма и трагических событий 1916 года. Закономерности истории.
4. Реальная Государственность и равноправие наций в эпоху советизма.
5. Противоречия Советской власти: подъем национального духа, экономики с одной стороны, а с другой - неоправданные репрессии и ограничения прав человека
6. Кыргызская государственность: трудные пути развития. Три периода кыргызской государственности: с древности до начала ХХ столетия; 1917-1991 (советское время); 1991- по наст. время.
7. Экономические и культурные реформы Советской власти в Кыргызстане и их влияние на образ жизни кыргызского народа
8. Гуманитарные и психологические аспекты Советской цивилизации в судьбе народов СССР
9. Будущее кыргызской государственности в политологическом, экономическом и философском аспектах
Эти вопросы требуют дальнейшего изучения и углубления системного анализа относительно понятия «Советская цивилизация».